Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации» → ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СТУДИЙНОЙ ФОРМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В САНАТОРИИ «АРХИПО-ОСИПОВКА»

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СТУДИЙНОЙ ФОРМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В САНАТОРИИ «АРХИПО-ОСИПОВКА»

Щерба Н.И., Томилова Е.К., Буркевич И.Э. (arhipka@mail.ru, тел. (86141) 60469, факс (86141) 60234)

ФГУ санаторий «Архипо-Осиповка» ФМБА России, г. Геленджик

Арт-терапия — это терапия творческим самовыражением с использованием изобразительного материала. Она является инструментом прогрессивной психологической помощи, способствующей конструктивному выражению своих чувств, мыслей, эмоций, реализации творческого потенциала, снятию напряжения и улучшению психоэмоционального состояния.

Изобразительная работа — безопасный и естественный для ребёнка вид деятельности. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Ребёнок получает удовольствие от самого процесса творческой деятельности, вот почему процесс этот для него так терапевтичен.

«Студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми», как отмечают известные арт-терапевты К. Кейз и Т. Дэлли. Нами и была выбрана данная форма работы. Студийная открытая группа не имеет постоянного состава участников, на любом этапе могут присоединяться новые члены, кроме того, участники такой группы могут в любое время прекратить посещение занятий.

Арт-терапевтическая студия работает ежедневно в течение полутора часов. Возраст детей в группе — от 4-х до 14 лет Дети 4-5-ти лет занимаются не более 30-45 минут, как правило, в присутствии родителей.

Цикл состоит из 7-14 занятий. Вначале обговариваются правила поведения: необходимость в соблюдении тишины и уважения «личного пространства» других. Искусство арт-терапевта на начальном этапе заключается в создании атмосферы доверия, открытости, доброжелательности, помогающей членам группы справиться с тревогой, неуверенностью, перейти к изобразительной деятельности. При необходимости оказывается индивидуальная помощь (структурирование действий, эмоциональная поддержка).

Применяются следующие изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, гуашь, пастель, пластилин, цветная бумага, картон, белая бумага разных форматов и плотности, природный материал (камни, ракушки, крупы, шерстяные нитки и др.). На занятиях звучит музыка для создания фона, при этом всегда учитываются желания детей.

Какие изобразительные материалы использовать для творчества, где расположиться, с кем сотрудничать в процессе, — ребёнок выбирает сам, что развивает его инициативу и самостоятельность.

На первых занятиях часто выявляются незрелость волевой сферы в формах неуверенности в себе, способности к творческой деятельности, отрицательно сформированных стереотипах («не умею рисовать», «плохо рисую»); неразвитость воображения («что мне рисовать?», копирование тем и сюжетов рисунков друг у друга). Это проявляется особенно у тех детей, которые, пройдя нейропсихологическую диагностику у психолога и логопеда, получили назначения на соответствующие занятия. Таким детям применяется стимульное рисование: для активизации воображения используются музыка, световые эффекты сенсорной комнаты, театрализация («Путешествие на планету Фантазия на космическом корабле», «Приключения в подводном мире»), танец, пение. В начале занятий введено ритуальное приветствие-знакомство, которое объединяет детей и формирует творческий настрой, в конце — после представления продуктов творческой деятельности и их свободного обсуждения — прощание-благодарение.

Отмечается, что на первых занятиях (1 — 3) в рисунках присутствует тема дома, семьи, друзей, любимых животных. Отражение в рисунках эмоций тоски (по дому), грусти способствует улучшению психоэмоционального состояния ребёнка, его адаптации к новым условиям. В последующих рисунках отражаются новые впечатления от увиденного (море, дельфины, горы и т. д.). Начиная с 5-го занятия творческая активность детей возрастает: используются новые материалы (пластилин, картон, цветная бумага и пр.), в картинах появляются новые фантастические образы. Учась друг у друга, дети овладевают новыми для них техниками художественной выразительности. Взаимопомощь, взаимовыручка, умение поддержать — бесценный социальный опыт — следствие верной организации работы в такой группе.

Для улучшения взаимопонимания между детьми и родителями, последним активно предлагается включиться в творческий процесс вместе с детьми. При этом родители учатся лучше понимать особенности детского творчества и безоценочно принимать его результаты. Часто родители требуют или ожидают от ребёнка реалистичных образов, не понимая, что ребёнок, рисуя, постигает мир в соответствии с определённым этапом своего развития, каждый рисунок для него — совершенство, законченный «живой» образ.

Наблюдаемые эффекты.

— Занятия в группе способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, освоению практических навыков изобразительной деятельности.

— Улучшается психоэмоциональное состояние участников, создаётся положительный эмоциональный настрой в группе.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика