Библиотека курортолога«Современные тенденции и перспективы развития курортного дела в Российской Федерации» → Козлов И. И. и курортное строительство (Стороженко Н. А.)

Раздел I

Козлов И. И. и курортное строительство (Стороженко Н. А.)

Стороженко Н. А.

Президент Национальной Курортной Ассоциации
Президент Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения

 

За 25 лет (1960–1985 г. г.) в Советском союзе была создана социально ориентированная и самая мощная в мире санаторно-курортная система.

Ее творцом и талантливым руководителем был И. И. Козлов, 100-летний юбилей со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Выдающийся человек, равных которому не знает история курортного дела. Без преувеличения можно сказать, что он был Петром I в курортном строительстве. 290 лет прошло со дня основания Петром I первого русского курорта «Марциальные воды», а основное развитие идея Петра I получила именно когда курортное дело возглавил И.И. Козлов, как Председатель Центрального совета по управлению курортами профсоюзов, после передачи курортов от Минздрава ВЦСПС.

Важным событием в курортном строительстве являлось постановление Совета Министров СССР от 10 марта 1960 года, которым в ведение профсоюзов были переданы все хозрасчетные санатории (кроме туберкулезных и детских), дома отдыха, курортные лечебницы, поликлиники и пансионаты, принадлежащие органам здравоохранения. Профсоюзы взяли на себя полную ответственность за состояние курортов страны.

Серьезное значение имело создание в Москве Центрального совета по управлению курортами профсоюзов; в союзных республиках были созданы республиканские, в краях и областях — территориальные, краевые и областные советы по управлению курортами.

Для обеспечения коллективного руководства и практического решения вопросов санаторно-курортного обслуживания при Центральном, республиканских, территориальных, краевых и областных советах были образованы коллегии советов. В целях привлечения широкой общественности и специалистов к изучению и рассмотрению актуальных проблем курортного дела при советах начали работать общественные научно-курортные комиссии, в состав которых вошли видные ученые, работники научно-исследовательских институтов, ведущие специалисты санаторно-курортной системы, представители профсоюзных, государственных и общественных организаций.

Профсоюзы направили все силы для осуществления возросших задач в области курортного строительства.

В 1965 году в стране функционировало 8080 санаториев и учреждений отдыха на 1 млн. 28 тыс. мест, в том числе 2230 санаториев круглосуточного пребывания и пансионатов с лечением для взрослых и детей на 409 тыс. мест, санаториев-профилакториев — 1398 на 70 тыс. мест, домов, пансионатов и баз отдыха — 4002 на 454 тыс. мест, туристических баз — 450 на 95 тыс. мест.

Впечатляющие сдвиги произошли в организации санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся в период 1966-1975 годов.

Были осуществлены крупные мероприятия по дальнейшему развитию курортного дела.

Широко известно, какое большое значение в развитии курортного дела имеет бережное отношение к окружающей среде и природным лечебным факторам, своевременное проведение работ по реконструкции и расширению действующих курортов, а также освоение новых районов, пригодных для организации лечения и отдыха.

В освоении и застройке территорий отдельных курортов долгое время не было четкой системы: при сооружении санаторно-курортных учреждений не всегда учитывались такие важные показатели, как их возможная вместимость, запасы природных лечебных средств, не всегда выполнялись правила отвода земельных участков для строительства и расширения здравниц.

Правительство принимает важные постановления, определившие хозяйственную деятельность курортов.

28 августа 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха». Это правительственное решение определило пути развития курортов на многие годы: нацелило на наиболее рациональное использование курортных земель, лечебных средств и курортных факторов, наметило меры улучшения организации курортного дела в стране, закрепило четкое деление на курорты общесоюзного, республиканского и местного значения.

На Центральный совет были возложены обязанности по координации деятельности санаторно-курортных и оздоровительных учреждений (независимо от ведомственной принадлежности), связанной с использованием природных лечебных факторов и организацией санаторно-курортного режима.

Правительственным актом были значительно расширены возможности министерств и ведомств. Им было предоставлено право объединять средства, выделяемые промышленными предприятиями, колхозами и организациями из фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фондов предприятий и других нецентрализованных источников, и передавать их на договорных условиях ВЦСПС для финансирования строительства здравниц с последующим получением в них путевок.

Новым шагом в улучшении организации санаторно-курортного лечения явилось постановление Совете Министров СССР «Об утверждении Положения о курортах», принятое 5 сентября 1973 г.

Такой документ, охватывающий основные вопросы деятельности курортов был разработан в нашей стране впервые. Положение о курортах указывало порядок признания местности курортом общесоюзного, республиканского и местного значения и определения границ курорта; условия организации, открытия и специализации санаторно-курортных учреждений; порядок утверждения проектов районной планировки и генеральных планов курортов. В постановлении изложены основные требования по организации санаторно-курортного лечения и обслуживания.

Не менее важно и то, что Положением устанавливались основные требования к охране природных лечебных факторов и санитарному состоянию курортов. В нем предусматривались округа санитарной охраны, в пределах которых запрещались всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам и другим насаждениям, отрицательно влияющим на природные лечебные средства и санитарное состояние курортов. Были названы критерии определения границ округов и зон санитарной охраны и их режима, определен порядок составления и утверждения планов санитарно-оздоровительной работы, предусмотрено обеспечение их выполнения всеми необходимыми средствами.

Утверждение Положения о курортах и разработка положений о каждом курорте способствовали упорядочению застройки и эксплуатации курортных районов, дальнейшему усилению охраны природы и рациональному использованию источников минеральных вод, месторождений лечебных грязей и других курортных факторов, а также повышению уровня организации лечебной работы.

За девятую пятилетку на строительство, благоустройство и оснащение только здравниц профсоюзов было израсходовано свыше 1 млрд. руб. — на 200 млн. руб. больше, чем в восьмой пятилетке. Построены и сданы в эксплуатацию санатории, пансионаты, дома отдыха, санаторные пионерские лагеря на 80 тыс. мест. За эти годы капитально отремонтировано около 3 тыс. спальных корпусов, свыше 600 зданий курортных поликлиник, водогрязелечебниц, более 800 столовых и пищеблоков.

В девятой пятилетке значительно расширилась сеть санаториев и учреждений отдыха не только на широко известных курортах Крыма и Кавказа, но и в районах Сибири, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана, в Центральных областях России и в Прибалтике. Это позволило приблизить санаторно-курортную помощь к населению, освободить от ненужных, а порой затруднительных и вредных для здоровья переездов из одной климатической зоны в другую.

Впечатляющие итоги восьмой и девятой пятилеток характеризуются следующими данными: число санаториев и учреждений отдыха в 1975 г. возросло до 11697, а число мест в них — до 1 млн. 795 тыс. Санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев в стране функционировало 4551 на 667 тыс. мест, учреждений отдыха −7146 на 1млн. 128 тыс. мест.

Десятая пятилетка (1976-1980) явилась новым этапом в развитии курортной отрасли.

Возросли масштабы курортного строительства. К началу 1981 г. число санаториев и учреждений отдыха (без одно- и двухдневных) увеличилось до 13141, а количество мест в них составило 2 млн. 138 тыс. В стране функционировало 4909 санаториев круглосуточного пребывания, пансионатов с лечением, санаториев-профилакториев и 8232 учреждения отдыха.

Только в 1980 г. в санаториях, пансионатах, домах отдыха и туристических базах было введено 81 тыс. мест.

За годы десятой пятилетки во всех здравницах лечилось и отдыхало свыше 260 млн. человек. На строительство, благоустройство, капитальный ремонт и оснащение только здравниц профсоюзов в десятой пятилетке израсходовано около 1 млрд. руб. Основные фонды санаторно-курортной системы профсоюзов увеличилось на 850 млн. руб. и составили к началу 1981 г. около 3 млрд. руб.

Широкое курортное строительство охватило всю страну. При этом особое внимание было обращено на развитие курортной сети в наиболее отдаленных районах. В Бурятской АССР, Приморском и Хабаровском краях, в Иркутской и Сахалинской областях вступили в строй новые, комфортабельные санатории.

К началу 80-х годов в стране функционировали 35 курортов общесоюзного, 124 республиканского и 148 местного значения.

В больших масштабах были осуществлены в десятой пятилетке гидрологические и бальнеотехнические работы на курортах профсоюзов. Только на эти цели было направлено 32,4 млн. руб.

К началу одиннадцатой пятилетки общие эксплуатационные запасы минеральных вод, утвержденные Государственной комиссией составили 485 млн. литров в сутки.

Выполнен большой объем работ по разведке месторождений лечебных грязей в Бурятии, Карелии, Крыму, Анапе, на территории Нечерноземной зоны РСФСР, в результате которых получен прирост запасов лечебных грязей в объеме 10 млн. м3.

Работы по совершенствованию бальнеотехнического хозяйства курортов способствовали повышению качества и эффективности лечения в санаторно-курортных учреждениях. Значительное внимание уделялось также дальнейшему расширению лечебно-диагностической базы этих учреждений, оснащению их современной медицинской аппаратурой, внедрению в практику новых методов диагностики и лечения. Продолжалась работа по дальнейшей специализации санаториев, централизации лечебно-диагностических служб, созданию общекурортных центров, внедрению средств механизации и автоматизации, вычислительной техники.

Санаторно-курортное лечение было организовано на строго научной основе. Действовало 14 научно-исследовательских институтов курортологии и физиотерапии во главе с Центральным научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения. Они разрабатывали научные основы курортологии, изучали механизм действия курортных факторов, определяли научную, консультативную и методическую помощь врачам, создавали комплексные методики лечения, предусматривающие научное использование курортных факторов в сочетании с широким применением лечебной физкультуры, диетического питания, физиотерапии и оздоровительного режима. Все это обеспечивало высокую эффективность санаторно-курортного лечения.

На всесоюзных научно-практических конференциях обобщался накопленный опыт ученых и практических врачей санаторно-курортных учреждений в диагностике и лечении больных на курортах страны, что способствовало внедрению в практику работы новейших достижений отечественной и зарубежной науки.

Проводилась работа по совершенствованию бытового обслуживания, улучшению организации служб в здравницах, увеличению числа предприятий сферы обслуживания, расширению видов предоставляемых услуг, повышению качества и культуры обслуживания.

Значительное распространение получил новый вид хозрасчетных организаций для оказания услуг отдыхающим, прибывающим без путевок на популярные курорты Азово-Черноморского побережья, Прибалтики, средней полосы России, Урала, Сибири, Киргизии и других районов.

Большое развитие получили санатории-профилактории при предприятиях. Не было такой отрасли промышленности, которая не имела бы своих лечебно-профилактических учреждений. К началу 1981 г. в стране функционировало 2,6 тыс. санаториев-профилакториев на 212 тыс. мест. Они ежегодно обслуживали более 2,8 млн. человек.

Опыт показал, что в результате проводимого лечения в санаториях-профилакториях значительно снижается заболеваемость, которая влечет за собой временную утрату трудоспособности. Кроме того, эти учреждения являются своеобразной школой правильного образа жизни — разумного сочетания труда, отдыха и лечения, рационального питания.

«Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» предусматривали дальнейшее развитие санаторно-курортной системы как важной отрасли народного хозяйства.

Было запланировано ввести здравниц только в профсоюзной сети на 60 тыс. мест. На их сооружение направлено около миллиарда рублей. Было завершено сооружение городских водогрязелечебниц в Хабаровске, Якутске, Магнитогорске, Перми, Киеве, Минске, Липецке, Чебоксарах и Саранске.

Совершенствование организации курортного дела ставило своей целью: более полное удовлетворение нуждающихся в санаторном лечении и создание благоприятных условий для массового отдыха трудящихся и членов их семей; развитие существующих курортов общесоюзного, республиканского, и местного значения, обладающих наиболее ценными природными лечебными факторами; преимущественное развитие санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха в основном для отдыха семейных; строительство на существующих курортах общекурортных объектов; водогрязелечебниц, курортных поликлиник, лечебных плавательных бассейнов, клубов и других общекультурных сооружений; развитие сети специализированных санаторных пионерских лагерей круглогодичного действия.

Мы привели лишь отдельные мероприятия в области курортного строительства из огромного числа осуществленных в годы пятилеток, направленных к единой цели — охране здоровья трудящихся.

За невиданный рассвет курортного дела мы благодарны И.И. Козлову, оставившему после себя памятник в виде известных на весь мир российских курортов, да и не только российских.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика