Библиотека курортолога«Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии» → ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРОРТА АНАПА

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРОРТА АНАПА

Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я.А.
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, г. Сочи

Одной из самых заметных тенденций последних лет в санаторно-курортном комплексе страны является широкое применение новых информационных технологий в управлении санаторно-курортными организациями. В самостоятельное направление выделился Интернет-маркетинг. Интернет-технологии стали активно использоваться для бронирования путевок, установления и поддержания контактов с партнерами и потребителями, получения маркетинговой информации, оптимизации системы сбыта, продвижения курортных организаций и их услуг. Эти классические элементы маркетинга обогатились новым содержанием за счет использования возможностей сети, а также дополнились принципиально новыми инструментами. Одним из таких инструментов является изучение интернет-активности санаторных организаций как характеристики их предпринимательской деятельности. Интернет-активность организаций представляет собой совокупность показателей их маркетинговой деятельности в сети и складывается из таких элементов как наличие/отсутствие собственного сайта, использование интернет-посредников, возможность онлайнового бронирования путевок, предложения специальных программ и пр. В данном сообщении представлены некоторые результаты исследования интернет-активности санаторно-курортных организаций на примере курорта Анапа.

Интернет-активность санаторно-курортных организаций определяли на основании следующих признаков: наличие собственного сайта в Интернете; использование Интернет-посредников и их количество; возможности онлайнового и офлайнового бронирования мест. Полученные результаты обрабатывались с использованием программного пакета SPSS v.12.

Рассмотрение Интернет-деятельности здравниц в разрезе районов города показало, что в этом вопросе действительно имеются достоверные различия. Всего собственный сайт имеют 44 % санаторно-курортных организаций Анапы. Удельный вес организаций, имеющих собственный сайт (в % от общего числа здравниц района), был выше всего в организациях Пионерского проспекта (68,7%) и ниже — в Благовещенской (15,5%). Аналогичная картина имела место и по другому критерию сравнения — по числу Интернет-посредников в расчете на одну организацию. Такие региональные различия в использовании Интернета объясняются, по нашему мнению, разницей в коечной емкости курортных предприятий и спецификой их рекреационной деятельности. Первое положение подтверждается большей частотой организаций, имеющих собственный сайт, в подгруппах здравниц с более высокой коечной емкостью. Аналогично, курортные организации большей емкости значительно активнее выстраивают свои отношения с посредниками. Это связано, вероятно, с тем, что более крупной организации требуется больше усилий по сбыту и продвижению своих услуг, для чего необходимо использовать все возможные каналы, в том числе и виртуальные. Кроме того, у таких организаций больше финансово-материальных и кадровых ресурсов для внедрения информационных технологий.

Специфика рекреационной деятельности — еще один фактор, сказывающийся на Интернет-активности. Из пяти основных типов санаторно-курортных организаций, представленных в городе Анапа, наибольшую активность в Интернете демонстрировали санатории, пансионаты и гостиницы, наименьшую — оздоровительные лагеря и турбазы. Это положение распространяется как на использование собственного сайта, так и на число представленных в Интернете посредников. При этом гостиницы, полностью находящиеся в рынке, представлены в Интернете значительно лучше, чем другие базы размещения. У организаций, специализирующихся на лечении, активность в Интернете выше, чем у организаций отдыха. Собственный сайт имеют 50,4% санаториев и пансионатов с лечением и только 12,3% организаций отдыха.

Сезонность работы курортного комплекса также влияет на представительство в Интернете. В организациях круглогодичного типа изучаемые показатели существенно и достоверно выше, чем в сезонных. Собственный сайт имеют 36,8% круглогодичных организаций и только 11,0% сезонных здравниц.

Курортная специализация баз размещения влияет и на такую форму деятельности, как бронирование мест через Интернет. Наиболее активно эту услугу предоставляют гостиницы, санатории и пансионаты отдыха. Однако, здесь также имеются некоторые отличия. Гостиницы более охотно применяют онлайновое бронирование через собственный сайт (64,5% гостиниц), тогда как другие здравницы практически эту форму не используют. Зато санатории и пансионаты более активно предоставляют такую возможность через многочисленных посредников (45,8% посредников по санаториям, 22,2% по пансионатам и 46,7% по гостиницам).

Таким образом, Интернет-активность курортно-рекреационных и туристских учреждений различных районов Анапы, действительно, неравномерна и определяется различиями их баз размещения.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика