Глава 3

3.1. Лицензирование санаторно-курортных организаций

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (Статья 3 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ«).

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены федеральным законодательством, другими принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (Статья 2 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ«).

Статья 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии» ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ относит медицинскую деятельность к видам деятельности, подлежащей лицензированию.

Согласно п.2 статьи 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования является полномочием Правительства Российской Федерации. В п.4.2 статьи 4 указано, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности будет установлен исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности.

В Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291«О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)" указано, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утверждено вышеуказанным Постановлением правительства РФ) лицензионными требованиями для соискателя лицензии являются:

— помещения, соответствующие экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и противопожарным правилам и нормам;

— материально-техническое оснащение (включая оборудование и инструменты для осуществления медицинской деятельности);

— штат работников, включая руководящий состав (медицинского персонала: имеющих профессиональное образование, подтверждаемое представлением соответствующих документов на право занятия профессиональной деятельности по специальности (диплом и сертификат специалиста), а также специалистов вспомогательных служб инженеров, техников и. т. д.);

— наличие в штате соискателя лицензии специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

— соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

— соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг;

— наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

В приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности утвержден Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Санаторно-курортные организации лицензируют и осуществляют медицинскую деятельность в соответствии с вышеуказанным Перечнем, без какой-либо специфики оказания медицинской помощи в условиях санаторно-курортной организации. Между тем, медицинская деятельность, осуществляемая в условиях санатория, имеет свои специфические особенности, что требует детализации требований, предъявляемых к медицинской деятельности СКО. Однако данные требования, на сегодняшний день, не детализированы.

Согласно ст. 37 Федерального закона " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 88 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

«...3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи...»

Соблюдение порядков оказания является и требованием к соискателю лицензии, определенным Постановлением Правительства. Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291"О лицензировании медицинской деятельности.

Однако, на настоящий момент, в принятых и утвержденных приказами МЗ СР РФ порядках оказания медицинской помощи отсутствует санаторный этап оказания медицинской помощи.

В 2004 году были разработаны стандарты санаторно-курортной помощи (СМП) больным с различными нозологиями. Данные СМП устарели и нуждаются в пересмотре.

Таким образом, в отсутствие детализированных лицензионных требований к осуществлению санаторно-курортной деятельности, отсутствие санаторного этапа в принятых и утвержденных приказами МЗ СР РФ порядках оказания медицинской помощи, отсутствие разработанных и утвержденных на федеральном уровне стандартов санаторно-курортной помощи, процедура лицензионного контроля играет не достаточную роль в управлении качеством медицинской помощи.

Назад| Оглавление | Далее

 Яндекс.Метрика