ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Шинкаренко В. С., Нестерова Е. В., Жуков С. А. Интегрированный информационный ресурс – необходимое условие эффективного управления и успешного функционирования санаторно-курортной отрасли // Двухмесячный научно-практический журнал «Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры» Издательство «МЕДИЦИНА» 2008. - №6. - с. 43—46
В целях выявления структурно-функциональных особенностей деятельности организаций санаторно-курортного комплекса проводится специальное исследование, конечной целью которого является создание модели информационно-справочной интернет-системы санаторно-курортного комплекса с оценкой их лечебно-оздоровительного потенциала.
Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи:
Разработать и реализовать методику формирования автоматизированной базы данных о санаторно-курортных организациях. Представить данные в виде модели информационно-справочной интернет-системы (информационный портал SANATORIA.RU — санатории России).
Разработать основные положения системы рейтинга санаторно-курортного комплекса в зависимости от их лечебно-оздоровительного потенциала.
Провести сравнительный анализ санаторно-курортного комплекса для обоснования их типологических характеристик.
Методом анкетного опроса изучить мнение потребителей услуг санаторно-курортного комплекса о критериях выбора санаторно-курортных организаций в целях лечения и оздоровления.
Санаторно-курортный комплекс, являясь важнейшей отраслью системы здравоохранения, тем не менее, достаточно активно использует туристические ресурсы интернета. На потенциале российских санаториев в значительной степени базируется внутренний туризм.
Особенностью интернета является то, что любой размещенный в сети объект может быть доступен пользователю, в каком бы месте последний не находился.
Массовость интернет-аудитории, по оценкам компании Computer Industry Almanaс, характеризуется следующими цифрами: 2000 г. — 500 млн. человек, в 2005 г. число пользователей в мире увеличилось до 945 млн., а в 2007 достигло 1 млрд. 460 млн. человек.
Использование интернет-технологий в сфере гостеприимства и туризма неуклонно расширяется как в России, так и за рубежом. По данным А. Д. Чудновского, М. А. Жуковой, А. В. Мартовой посещение категории «путешествия» составляет уже более 2% общего трафика в Рунете.
По уровню предоставления в сети курортные ресурсы Рунета можно представить следующим образом:
Порталы и сайты общего назначения, в которых есть специализированные курортно-туристические разделы;
Специализированные туристические порталы и сайты;
Сайты туроператоров и других курортных посредников;
Сайты туристско-курортных администраций и курортов;
Сайты профессиональных объединений, некоммерческих организаций и курортных изданий;
Собственные сайты санаторно-курортных организаций (санаториев, пансионатов и др.).
Эффективным интернет-инструментом, предоставляющим возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, является специализированный информационный портал.
Информационный портал (от англ. portal «главный вход; ворота») — веб-сайт, предоставляющий пользователю интернета возможность дальнейшего получения информации с других сайтов. Иными словами, создание интернет портала — это создание сайта, который содержит большое количество внешних ссылок (ведущих на сайт санатория). Порталы также предоставляют пользователю ряд дополнительных возможностей по выбору и структурированию информации, отвечающей его интересам.
В отличие от других поисковых сайтов и порталов, где в основном поиск можно задавать или по названию или по географическому принципу, информационный портал SANATORIA.RU позволяет задавать более 200 параметров поиска, а также выполнять многофакторный запрос. Основные поля для поиска:
Название;
Стоимость дня пребывания «от» и «до»;
Расположение;
Контингент.
Врачам, направляющим своих пациентов на курорт, как правило, такой информации недостаточно.
В таком случае можно задавать расширенный поиск, указывая, один ил несколько из следующих параметров:
Основной профиль;
Местные природные лечебные факторы, используемые на курортах;
Аппаратная физиотерапия;
Бальнеотерапия;
Грязелечение;
Теплолечение;
Ингаляции;
Натуртерапия;
Системы физического оздоровления;
Системы психологического оздоровления;
Специалисты;
Методы лабораторной диагностики;
Методы функциональной диагностики.
Возможно выполнение и совсем узких запросов, например, возможно найти санатории, которые, из систем физического оздоровленияиспользуют оздоровительные методы аюрведы или цигун-терапии и т.п.
Часто на курорт отправляются всей семьей и не всем нужно лечение, а более привлекательными запросами являются:
Спортивно-оздоровительные услуги;
Сервисные услуги, досуг;
Питание
Официальный сайт санатория
Телефоны санаториев.
Таким образом, пользователи, имеют возможность осуществлять поиск и выбирать по заданным параметрам оптимально подходящую организацию для лечения и отдыха.
Основные цели портала:
Содействие дальнейшему развитию санаторно-курортного и рекреационного комплекса Российской Федерации.
Повышение уровня информационного обеспечения населения о санаторно-курортном комплексе Российской Федерации.
Обеспечение оперативной информацией о лечебно-оздоровительной базе курортов, медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях для оказания консультативной помощи населению. В связи с поставленной задачей целесообразно создание на базе РНЦ ВМиК информационно-справочной службы, которая осуществляла бы консультации по поиску и подбору оптимально походящей санаторно-курортной организации в зависимости от лечебно-оздоровительного потенциала курорта и индивидуального состояния здоровья пациента.
Расширение возможностей и повышение эффективности использования туристических ресурсов России
Перспективы развития:
В рамках научной работы планируется расширение содержания информационного портала и включение в него рейтинговой системы оценки лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций, с целью стимулирования организаций и их руководителей к достижению наилучших результатов деятельности по основным направлениям санаторно-курортного дела, с одной стороны, и возможностью выбора потребителем санаторных услуг, с учетом места организации в рейтинге и оптимально подходящих по соотношению «Цена-качество». [5] Первым шагом к рейтинговой оценке является размещение информации о санаториях-победителях Всероссийского конкурса «Здравница», а также о сертификации гостиничных услуг.
Поиск дополнительных механизмов мотивации субъектов санаторно-курортной сферы к активному участию в создании информационного портала SANATORIA.RU.
С целью повышения мотивации руководителей СКО к предоставлению данных, организовано размещение информации из анкетных данных об их организациях в справочнике «Санатории России».
Разработать стратегию продвижения портала.
Работа осуществлялась в несколько этапов:
Для сбора информации о санаторно-курортном комплексе (санатории россии, детские санатории), разработана анкета, составленная с учетом мнения членов межведомственного экспертного совета по курортной деятельности при Минздраве России, и разослана руководителям санаторно-курортных организаций и объединений (2500 адресов).
Также анкетирование проводилось с использованием интернета — размещение анкеты на сайте Всероссийского форума «Здравница». В настоящее время обработаны данные о более чем 600 СКО.
Полученные сведения занесены в электронную базу данных в формате MySQL.
Был разработан дизайн портала и программы создания и обработки поисковых запросов
Основные результаты работы были доложены на Международных конгрессах «Здравница-2004, 2005, 2006, 2007»
Проведено анкетирование пациентов санатория «Чемитоквадже», «Красноусольск» и «Янган-Тау» с целью изучения критериев выбора санаторно-курортной организации.
Для осуществления поставленных задач, необходимо осуществление следующих мероприятий:
Проанализировать мнение потребителей услуг СКО о критериях выбора санаторно-курортных организаций в целях лечения и оздоровления.
С учетом мнения экспертов и пациентов ранжировать по приоритетности основные направления деятельности СКО.
Разработать систему рейтинга, которая в интегрированной форме отражала бы всю совокупность разнообразных показателей инфраструктуры и деятельности этих организаций. Наличие такой системы обеспечит потребителям возможность выбора лучшего санатория, оптимально подходящего по отношению «цена-качество». Лучшие санатории, отмеченные медалями Всероссийского форума «Здравница» выделяются в результатах запросов.