ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Шинкаренко В. С., Нестерова Е. В., Жуков С. А. Интегрированный информационный ресурс – необходимое условие эффективного управления и успешного функционирования санаторно-курортной отрасли // Двухмесячный научно-практический журнал «Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры» Издательство «МЕДИЦИНА» 2008. - №6. - с. 43—46

В целях выявления структурно-функциональных особенностей деятельности организаций санаторно-курортного комплекса проводится специальное исследование, конечной целью которого является создание модели информационно-справочной интернет-системы санаторно-курортного комплекса с оценкой их лечебно-оздоровительного потенциала.

Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи:

  • Разработать и реализовать методику формирования автоматизированной базы данных о санаторно-курортных организациях. Представить данные в виде модели информационно-справочной интернет-системы (информационный портал SANATORIA.RU — санатории России).
  • Разработать основные положения системы рейтинга санаторно-курортного комплекса в зависимости от их лечебно-оздоровительного потенциала.
  • Провести сравнительный анализ санаторно-курортного комплекса для обоснования их типологических характеристик.
  • Методом анкетного опроса изучить мнение потребителей услуг санаторно-курортного комплекса о критериях выбора санаторно-курортных организаций в целях лечения и оздоровления.

Санаторно-курортный комплекс, являясь важнейшей отраслью системы здравоохранения, тем не менее, достаточно активно использует туристические ресурсы интернета. На потенциале российских санаториев в значительной степени базируется внутренний туризм.

Особенностью интернета является то, что любой размещенный в сети объект может быть доступен пользователю, в каком бы месте последний не находился.

Массовость интернет-аудитории, по оценкам компании Computer Industry Almanaс, характеризуется следующими цифрами: 2000 г. — 500 млн. человек, в 2005 г. число пользователей в мире увеличилось до 945 млн., а в 2007 достигло 1 млрд. 460 млн. человек.

Использование интернет-технологий в сфере гостеприимства и туризма неуклонно расширяется как в России, так и за рубежом. По данным А. Д. Чудновского, М. А. Жуковой, А. В. Мартовой посещение категории «путешествия» составляет уже более 2% общего трафика в Рунете.

По уровню предоставления в сети курортные ресурсы Рунета можно представить следующим образом:

  • Порталы и сайты общего назначения, в которых есть специализированные курортно-туристические разделы;
  • Специализированные туристические порталы и сайты;
  • Сайты туроператоров и других курортных посредников;
  • Сайты туристско-курортных администраций и курортов;
  • Сайты профессиональных объединений, некоммерческих организаций и курортных изданий;
  • Собственные сайты санаторно-курортных организаций (санаториев, пансионатов и др.).

Эффективным интернет-инструментом, предоставляющим возможность наиболее быстрого и систематизированного доступа к информации о санаторно-курортных организациях, является специализированный информационный портал.

Информационный портал (от англ. portal «главный вход; ворота») — веб-сайт, предоставляющий пользователю интернета возможность дальнейшего получения информации с других сайтов. Иными словами, создание интернет портала — это создание сайта, который содержит большое количество внешних ссылок (ведущих на сайт санатория). Порталы также предоставляют пользователю ряд дополнительных возможностей по выбору и структурированию информации, отвечающей его интересам.

В отличие от других поисковых сайтов и порталов, где в основном поиск можно задавать или по названию или по географическому принципу, информационный портал SANATORIA.RU позволяет задавать более 200 параметров поиска, а также выполнять многофакторный запрос. Основные поля для поиска:

  • Название;
  • Стоимость дня пребывания «от» и «до»;
  • Расположение;
  • Контингент.

Врачам, направляющим своих пациентов на курорт, как правило, такой информации недостаточно.

В таком случае можно задавать расширенный поиск, указывая, один ил несколько из следующих параметров:

  • Основной профиль;
  • Местные природные лечебные факторы, используемые на курортах;
  • Аппаратная физиотерапия;
  • Бальнеотерапия;
  • Грязелечение;
  • Теплолечение;
  • Ингаляции;
  • Натуртерапия;
  • Системы физического оздоровления;
  • Системы психологического оздоровления;
  • Специалисты;
  • Методы лабораторной диагностики;
  • Методы функциональной диагностики.

Возможно выполнение и совсем узких запросов, например, возможно найти санатории, которые, из систем физического оздоровления используют оздоровительные методы аюрведы или цигун-терапии и т.п.

Часто на курорт отправляются всей семьей и не всем нужно лечение, а более привлекательными запросами являются:

  • Спортивно-оздоровительные услуги;
  • Сервисные услуги, досуг;
  • Питание
  • Официальный сайт санатория
  • Телефоны санаториев.

Таким образом, пользователи, имеют возможность осуществлять поиск и выбирать по заданным параметрам оптимально подходящую организацию для лечения и отдыха.

Основные цели портала:

  • Содействие дальнейшему развитию санаторно-курортного и рекреационного комплекса Российской Федерации.
  • Повышение уровня информационного обеспечения населения о санаторно-курортном комплексе Российской Федерации.
  • Обеспечение оперативной информацией о лечебно-оздоровительной базе курортов, медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях для оказания консультативной помощи населению. В связи с поставленной задачей целесообразно создание на базе РНЦ ВМиК информационно-справочной службы, которая осуществляла бы консультации по поиску и подбору оптимально походящей санаторно-курортной организации в зависимости от лечебно-оздоровительного потенциала курорта и индивидуального состояния здоровья пациента.
  • Расширение возможностей и повышение эффективности использования туристических ресурсов России

Перспективы развития:

  • В рамках научной работы планируется расширение содержания информационного портала и включение в него рейтинговой системы оценки лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций, с целью стимулирования организаций и их руководителей к достижению наилучших результатов деятельности по основным направлениям санаторно-курортного дела, с одной стороны, и возможностью выбора потребителем санаторных услуг, с учетом места организации в рейтинге и оптимально подходящих по соотношению «Цена-качество». [5] Первым шагом к рейтинговой оценке является размещение информации о санаториях-победителях Всероссийского конкурса «Здравница», а также о сертификации гостиничных услуг.
  • Продолжение сбора информации о санаториях России, анкета размещена на сайте (необходимо добавить: санатории Москва, санатории Подмосковья).
  • Поиск дополнительных механизмов мотивации субъектов санаторно-курортной сферы к активному участию в создании информационного портала SANATORIA.RU.

С целью повышения мотивации руководителей СКО к предоставлению данных, организовано размещение информации из анкетных данных об их организациях в справочнике «Санатории России».

  • Разработать стратегию продвижения портала.

Работа осуществлялась в несколько этапов:

  1. Для сбора информации о санаторно-курортном комплексе (санатории россии, детские санатории), разработана анкета, составленная с учетом мнения членов межведомственного экспертного совета по курортной деятельности при Минздраве России, и разослана руководителям санаторно-курортных организаций и объединений (2500 адресов).
    Также анкетирование проводилось с использованием интернета — размещение анкеты на сайте Всероссийского форума «Здравница». В настоящее время обработаны данные о более чем 600 СКО.
  2. Полученные сведения занесены в электронную базу данных в формате MySQL.
  3. Был разработан дизайн портала и программы создания и обработки поисковых запросов
  4. Основные результаты работы были доложены на Международных конгрессах «Здравница-2004, 2005, 2006, 2007»
  5. Проведено анкетирование пациентов санатория «Чемитоквадже», «Красноусольск» и «Янган-Тау» с целью изучения критериев выбора санаторно-курортной организации.

Для осуществления поставленных задач, необходимо осуществление следующих мероприятий:

Проанализировать мнение потребителей услуг СКО о критериях выбора санаторно-курортных организаций в целях лечения и оздоровления.

С учетом мнения экспертов и пациентов ранжировать по приоритетности основные направления деятельности СКО.

Разработать систему рейтинга, которая в интегрированной форме отражала бы всю совокупность разнообразных показателей инфраструктуры и деятельности этих организаций. Наличие такой системы обеспечит потребителям возможность выбора лучшего санатория, оптимально подходящего по отношению «цена-качество». Лучшие санатории, отмеченные медалями Всероссийского форума «Здравница» выделяются в результатах запросов.

 

 Яндекс.Метрика